Как написать исследовательскую работу

19 марта 2016 - А.С.
article63.jpg

КАК НАПИСАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

 

   Все исследовательские работы наших кружковцев – это результат коллективного труда. В состав этого коллектива входят автор работы, его помощники, научные консультанты и научный руководитель. Для выполнения работы каждому автору кружок предоставляет свою материально-техническую базу. Поэтому любая работа школьника, выполненная на базе кружка ЮИП, является интеллектуальной и материальной собственностью нашей организации.


   При выборе объекта и темы исследований не забудьте заранее оценить объем и трудоемкость сбора материала в соответствии со своим временным ресурсом и квалификацией. На этом этапе, как и на всех последующих, рекомендуется придерживаться советов руководителя.


   Если Вы хотите, чтобы работа была действительно исследовательской, а не учебной, не забывайте о том, что Вы не должны заранее знать ее результат. На основании литературных данных или собственных наблюдений Вы можем вдвинуть рабочую гипотезу и вместе с руководителем и научными консультантами и продумать способы проверки справедливости ее утверждений.


   Кроме того, при утверждении выбранной Вами темы руководителю работы необходимо учесть следующие обстоятельства: Ваш возраст и уровень подготовки, степень интереса к объекту или проблеме, доступность выбранного Вами объекта, ресурс времени, наличие соответствующего оборудования и литературы, а также доступность консультативной помощи специалистов.


   Всем начинающим исследователям мы рекомендуем выбирать наиболее доступные объекты и прежде, чем приступить к выполнению работы, четко сформулировать для себя цель исследований.

 

 

Основные этапы выполнения работы:

 

 

 

 

 

   Выбор объекта и темы исследований
   В первую очередь, решите для себя вопрос, с какими объектами Вам было бы наиболее приятно и интересно работать. Для того, чтобы адекватно сформулировать тему исследований Вам необходимо предварительно как следует поработать с литературой.
   Если у Вас не было опыта выполнения исследовательской работы, попробуйте начать с простого. Например, составить и проанализировать фаунистический или флористический список интересующих Вас объектов участка леса, луга или водоема.
   Эту задачу можно усложнить, взяв для сравнения описание нескольких сообществ. Например, можно сравнить видовой состав беспозвоночных животных в двух водоемах, находящихся в заведомо разных условиях.
   Если вы хотите идти дальше по пути усложнения, можно провести количественную оценку и сравнить долю участия отдельных видов или экологических групп в формировании интересующего Вас сообщества.
   Если Вы считаете, что готовы к более серьезной постановке задач, можно, попробовать провести, например, изучение функциональных особенностей выбранного объекта. Допустим, проанализировать суточную динамику лова насекомых росянкой в зависимости от возрастного состояния растения и условий обитания.

 

   Цель работы и постановка исследовательских задач
   Цель работы фактически должна совпадать с ее названием иди полностью отражать его смысл. Цель всегда должна быть одна. Задачи же, есть не что иное, как пути достижения этой цели. Они формулируются таким образом, чтобы по результатам работы на каждый из поставленных в задачах вопросов был дан лаконичный ответ – вывод. Кроме того, при осмыслении и представлении результатов задачи являются композиционной основой всей работы. Поэтому старайтесь формулировать их четко и коротко. Например: 1) составить фаунистический список представителей бентоса водоема, 2) провести оценку численности данных организмов на участке водоема, 3) выявить закономерности или особенности пространственного распределения этих организмов.
   Задач не должно быть много, это сбивает с толку. Наиболее удобна для восприятия трехчастная композиция. Нельзя ставить перед собой задачу, например, изучить литературу по интересующему вопросу, или собрать гербарий. Какие тогда будут выводы по таким задачам?    Старайтесь корректно формулировать задачи – не забывайте о том, что Вы имеете дело с определенной группой организмов на данной территории, или изучаете конкретный объект в конкретных условиях в данный момент времени. Это предостережет Вас от необоснованно глобальных обобщений.

 

   Методы проведения исследований
   В зависимости от выбранной темы, объекта и условий проведения исследований Вы можете использовать как стандартные, так и оригинальные методы. Стандартные методы описаны в литературе. Лучше всего использовать именно их, поскольку, во-первых, Вы застрахованы от повторения чужих ошибок, а во-вторых, экономите свое время и силы, которые необходимо будет затратить на отработку нового метода. Если Вам, например, необходимо описать растительное сообщество, используйте наиболее современные стандартные геоботанические методы, а если вы изучаете энтомофауну, используйте стандартные методы энтомологических исследований.
   Особенно аккуратно при сборе первичного материала следует относиться к соблюдению всех технических рекомендаций выбранной Вами методики. В случае проведения учетов или составления каких-либо количественных характеристик, например, оценке численности, плотности, биомассы, или при морфометрических исследованиях, убедитесь в том, что выбранный Вами метод рекомендован для сходных объектов и опробован другими исследователями в сходных условиях. Использование оригинального метода или модификация стандартных методов оправдана лишь тогда, когда Вы уверены в том, что никто до Вас в подобных условиях не делал ничего аналогичного.
  Будьте особенно внимательны к разработке методики, если речь идет о постановке эксперимента. Во-первых, у вас должна быть корректно сформулирована рабочая гипотеза, насколько бы она не была абсурдна. Во-вторых, не забывайте о том, что для объективной оценки результата эксперимента необходим «контроль». Например, мы хотим выяснить, изменится ли поведение и двигательная активность проехидны Бруйна, содержащейся в Московском зоопарке, при внесении в вольер незнакомых предметов. Для этого до начала эксперимента мы описываем все возможные формы поведения проехидны и оцениваем ее двигательную активность. Эти наблюдения являются «контрольными». Эксперимент мы проводим в тех же условиях и в то же время, используя те же самые методы сбора первичных данных. Единственное изменение – посторонний предмет в вольере.

 

   Обработка первичных данных и анализ результатов исследований
   Добросовестно собранный материал и аккуратность регистрации первичных данных в журнале может спасти положение исследователя даже в том случае, если он неудачно выбрал объект и некорректно поставил задачи, и даже, если он ошибся в выборе метода сбора материала. На этом этапе можно переформулировать задачи и использовать ту часть материала, которая будет им соответствовать. Правда, цель работы и ее название тоже придется изменить.
   Отдельно стоит сказать несколько слов о журнале регистрации первичных данных. Во-первых, журнал должен представлять собой бумажный носитель информации. Это надежнее. На титульном листе журнала должна быть указана географическая привязка места сборов или проведения наблюдений, сроки, а также максимально полная информация об участниках выполнения работы. Во-вторых, при регистрации все данные вносятся в таблицу. За рамки таблицы выносятся отдельные подробные описания или наблюдения. Например, если мы изучаем рост, развитие и динамику численности головастиков серой жабы в пруду, в первой графе должна стоять дата наблюдения, во второй номер пробы, в третьей объем пробы (количество головастиков), в четвертой номер образца (головастика), в пятой стадия развития, а в шестой линейные размеры тела. За рамки таблицы выносится описание погодных условий, отдельные наблюдения и т.д.
   Далее, все данные из таблицы журнала заносятся в компьютер. Для этих целей наиболее удобно использовать программу Microsoft Excel. После этого Вы можете приступить к анализу одной из задач, например, сопоставить изменения линейных размеров тела головастиков с их возрастом и стадией развития. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Используя данные исходной регистрационной таблицы, нужно создать новую таблицу: по вертикали – стадия развития, а по горизонтали – соответствующие каждой стадии средние размеры тела. Если необходимо наглядно представить количественные результаты, можно изобразить их графически в той же программе. Теперь мы можем обсуждать, насколько интенсивно происходил рост головастиков. Можно формулировать вывод по одной из задач. И так по каждой количественно обоснованной задаче.
   Для более объективной оценки количественных результатов нужно стремиться применять хотя бы элементарные статистические методы. Поскольку в работах школьников, как правило, мы имеем дело с малыми выборками, в этих случаях обычно используются методы непараметрического анализа. Для этих целей удобно воспользоваться, например, программой STATLSTICA. Но Вы пользуетесь этой программой и применяете тот или иной метод статистической обработки, Вы должны хорошо себе представлять, во-первых, что показывают полученные результаты, а во-вторых, как они были получены. Иначе Вы теряете связь с поставленными Вами же исследовательскими задачами, не понимаете биологический смысл полученного результата, что, незамедлительно снизит снижает уровень Вашего познавательного интереса.
   По-другому обстоит дело с качественными задачами. Если мы составили фаунистический или флористический список, его тоже нужно проанализировать. Во-первых, нужно количественно оценить таксономическое разнообразие: «было обнаружено столько-то видов, относящихся к стольким-то семействам, стольким-то отрядам и т.д.». Сопоставить наполненность отдельных таксономических групп, например: «наиболее широко представлено такое-то семейство или такой-то род…». Для оценки степени сходства таксономического разнообразия, если речь идет о сравнении нескольких списков, существуют специально разработанные коэффициенты, например, коэффициент Чекановского-Съеренсена, индекс Шеннона и т.д. По степени таксономического сходства можно судить о степени сходства условий обитания, исторического развития данной флоры или фауны и других факторах, повлиявших на биоразнообразие изучаемого природного объекта.

   И еще два немаловажных замечания. Первое, при определении систематической принадлежности любых групп организмов необходима консультация специалиста, который может подтвердить правильность Вашего определения. И второе, работа выполненная на хорошем уровне, предусматривает сопоставление полученных результатов с данными литературных источников.

 

   Выводы
   Выводы являются главным итогом исследовательской работы. Обычно количество выводов соответствует количеству поставленных задач. Вывод – это четкий краткий ответ на вопрос задачи. Он должен быть лаконичен и содержать в себе максимум информации.

 

   Полный текст работы
   Полный текст работы – это первичный материал для подготовки публикации, написания тезисов, аннотации, подготовки доклада и представления результатов работы на конкурс в том или ином формате. Он предусматривает следующие разделы:

 

Титульный лист: название организации, название работы, фамилия, имя, отчество автора и руководителей, год написания работы.

Содержание: печень основных разделов с указанием страниц.

Обзор литературы: краткая характеристика объекта исследований, данные основных литературных источников, посвященных истории изучения проблемы и теме исследования со ссылками.

Цель и задачи исследования

Материалы и методы: указание места и времени сбора полевого материала, описание методики со ссылками на литературные источники, перечень технического обеспечения, количество собранного первичного материала.

Результаты и обсуждение: обсуждение результатов по задачам со ссылками на данные литературных источников и на Приложения – рисунки (графики, фотографии, схемы) и таблицы.

Выводы

Благодарности

Список литературы: библиографический список использованных в работе публикаций, составленный в соответствие с общепринятыми требованиями.

Приложения: рисунки и таблицы
 

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий